Два года пользуюсь Caberg Ego – весьма простой шлем с визуально обильной вентиляцией макушки. По отзывам весьма шумный (сравнить было не с чем). Эндурить в нем сущая морока – это возможно только с открытым визором и то недолго, т.к. дышать при физических нагрузках становится очень трудно.
Для себя определил необходимость дуалспорта и в результате ботания форумов и примерок остался один кандидат – AGV AX-8. Сразу подошел по посадке, очень легкий, с возможностью сделать большую дыру в подбородке для дыхания. Из незначительного недостатка – отсутствие солнечного щитка и необходимость небольшого колхоза при установке гарнитуры. Из гораздо более значительного – большая шумность и отрыв головы на скорости из-за козырька (по отзывам).
Поэтому я нет-нет, да стал поглядывать на Schuberth C4, как на самый тихий шлем (эндуришь-то пару часов, а до места едешь несколько дней). Читая отзывы и ТТХ, я окончательно переключился на этот шлем. На теоретическую ненадежность флип-апа при аварии я просто забил. Подкупила его малошумность и встроенная гарнитура – качественный звук, отсутствие торчащих деталей и необходимости колхоза. А также наличие возможности поднять забрало перед физухой и дышать полной грудью. Ну и не снимать его на заправках и перекусах.
На Луисе он примерно 37к рублей, в Байкленде сейчас 36к. Так что я позвонил в Байкленд, уточнил в каком салоне он есть в наличии не с витрины (для меня это важно – не перевариваю б/у под видом нового), и отправился туда.
По прибытию еще раз его померял, сидит нормально, хотя в некоторых точках есть незначительное давление (в предыдущую примерку ходил в нем около 20 минут, все было нормально). Насторожило, что наклейка с размером на шлеме была приоторвана по углам, а на ее липком слое немного шерсти – видно, что его меряли не один раз. Но т.к. изначальным условием было «не с витрины», а продавец меня убедил, что он не с витрины, я на это забил – уж очень мне хотелось услышать, как работает двигатель Тигра на 100 км/ч, а не ветер.
В магазине обратил внимание на то, что пинлок неплотно прилегает к визору, при этом один из пинов уже вывернут на наибольший прижим. По отзывам все шлемы из Байкленда с таким косяком. При заказе за бургом пинлок идет отдельно (не установлен) и вроде бы сразу прижимается к визору без затяжки пинов. Показал это продавцу, на что получил предложение поставить визор от другого экземпляра, чем и воспользовался. Там ситуация была значительно лучше – хоть один пин был также вывернут, но пинлок более-менее плотно прилегал.
Не смотря на кучу мелких звоночков, ушел из магазина я в новом шлеме.
Пока привязывал коробку к мотику и застегивался, заметил, что в полностью закрытом состоянии он немного душноват. На улице при этом было +2 градуса.
Плюнув на то, что он не идеально сидит и на то, что он несколько б/у, я, предвкушая тишину, закрыл всю вентиляцию, набрал 100 км/ч и... услышал все тоже самое, что я слышу в своем Caberg Ego!! Да, звук ветра наверно чуть мягче, но точно также заглушает все вокруг. Возможно, на 180 разница была бы более заметна, но основное ожидание от шлема рухнуло в пропасть.
В процессе езды при закрытой вентиляции низ визора, включая часть под пинлоком, хорошенько отсырели. Все же он не очень хорошо прилегает и нужно второй его пин тоже подкрутить.
У шлема два входа для вентиляции: на забрале и на макушке. Они восхитительны! Открытие/закрытие тактильно ощущается отчетливо. При открытии вентиляции на забрале все лицо начинает обдувать равномерный легкий поток воздуха – я был от этого в восторге! (на Каберге фиг поймешь – толи открыл, толи закрыл, и толку никакого от нее нет). Правда к общему шуму добавляется небольшой свист. При открытии вентиляции на макушке отчетливо чувствуются две точки охлаждения. Возможно, при +35 это все будет не так ощутимо, как при +2, но простота и четкость вентиляции мне очень понравилась.
Через полчаса езды незначительное давление «на рога» стало невыносимым. Я уже хотел вернуться и сдать шлем назад. Остановился и немного переставил подкладку на макушке (она там регулируется) – стало значительно лучше. Если туда сделать еще одну дополнительную подкладку, то он сядет на меня идеально (так я уже делал на своем Каберге). Так что, вспомнив о встроенной гарнитуре, я поехал дальше домой.
Дома я начал более детально изучать его устройство. Первое, что бросилось в глаза – защелки забрала при закрытии касаются штифтов неодновременно, с разницей примерно в 3 мм. В результате отчетливый щелчок слышен только с одной стороны, а если забрало закрывать очень медленно, то можно закрыть с одной стороны и не закрыть с другой. Немного поизучав его геометрию, я понял, что само забрало немного кривое. Ну, что поделаешь – ручная работа, блин, все на глаз. В целом, на эксплуатацию не влияет, если закрывать резко, защелкивается все нормально и забрало становится ровно.
Снял со шлема все, что можно штатно снять. Шов, держащий один из лепестков подкладки «шеи» на половину разошелся. Одна кнопка, которой крепится боковая подкладка, вылезла из посадочного места. Поставить ее назад не удалось, но и полностью выдрать ее с легким усилием тоже. Видимо, она там с другой стороны пенопласта расклепана и пенопласт в том месте чуть продавился. Или плохо изначально расклепана. На многих швах торчат нитки, сами швы не везде ровные.
Часть подкладки, которая фиксировано крепится снизу забрала (та несъемная часть, к которой прилепляется ветровик подбородка), поставлена с небольшим смещением в одну сторону.
Динамики гарнитуры большие, на вид качественные. Держатся на липучке. При этом один прилеплен так, что подводящий провод проходит под ним (в слое липучки). Для проводов в пенопласте имеются ложбинки, но провода туда не уложены. Если уложить их туда без фанатизма – выскакивают обратно.
Пенопласт на скорлупе на щеках держится на креплении, как на пластиковых хомутах: жесткая «пилка» прикреплена к скорлупе и втыкается в трещотку на пенопласте. Часть этой пилки выпирает с одной стороны примерно на 3-4 мм, с другой на 5-7 мм. Возможно, поэтому у некоторых шлем давит на щеки – они значительно подпирают подкладку в том месте. Подозреваю, что по замыслу разработчика эти торчащие части должны были быть обрезаны после установки пенопласта. Но почему они торчат на разную длину, я так и не разобрался – после попытки более плотно защелкнуть на них пенопласт ничего не изменилось.
Тут я вспомнил, что за это все я заплатил 36000 рублей, у меня проснулась жаба, я все аккуратно собрал, вернул все наклейки и отвез шлем обратно в салон Байкленда. Успел туда за 10 минут до закрытия. Его осмотрели на предмет отсутствия повреждений и без каких-либо проблем приняли назад.